5 примеров использования нейросетей в российском кинематографе
Искусственный интеллект активно внедряется в кинопроизводство, предлагая уникальные способы визуализации образов, включая виртуальное воскрешение знаменитых актеров прошлого, омоложение живых звезд экрана и создание абсолютно новых героев. Вместе с новыми возможностями возникают серьезные этические и юридические проблемы, касающиеся защиты прав личности и авторских прав.
Вот некоторые яркие примеры использования технологий глубокого фейка в отечественных картинах:
1. Юрий Никулин возвращается в кино («Манюня: Приключения в Москве», 2024)

Созданием образа великого комедийного актера занимался коллектив талантливых разработчиков, применивших современные методы машинного обучения. Семья Никулина одобрила проект, и зрители увидели возвращение народного любимца на экран спустя годы после его ухода из жизни. Авторы проекта честно указали, что роль выполнена искусственным интеллектом.
2. Герои возвращаются благодаря цифровому моделированию («Диверсант. Идеальный штурм», 2022)

Один из эпизодов четвертого сезона культового сериала украсил образ капитана Калтыгина, сыгранного известным актером Владиславом Галкиным. После его кончины в 2010 году создатели сериала решили создать цифровой аватар героя, основанного на архивных видеозаписях. Хотя отец артиста выразился критически относительно результата, многие поклонники отметили, насколько реалистично выглядел обновленный персонаж.
3. Омоложение актера с помощью нейротехнологий («Контакт», 2021)

Павел Майков сыграл свою молодую версию в одном из эпизодов популярного сериала, где специалисты смогли вернуть ему облик двадцатилетней давности. Вместо традиционного грима использовалась специальная технология face-de-aging, которая позволила добиться впечатляющего эффекта омоложения.
4. Искусственно созданный двойник Александра Робака («Эпидемия», второй сезон, 2022)

Молодого Леонида Кубасова воплотил не только профессиональный дублер, но и сложная компьютерная программа, учитывающая ранние фотографии и ролики исполнителя. Создавалось впечатление реального возвращения актера на экраны.
5. Предновогодняя реклама Сбербанка (2020)

В рекламном ролике Сбербанка перед зрителями предстал новый Жорж Милославский, которого озвучивали с применением цифрового синтеза речи, основываясь на старых аудиозаписях Леонид Куравлёв. Информация о согласовании проекта с семьей актёра отсутствует.
Эти проекты демонстрируют потенциал инновационных решений, однако каждый случай ставит непростые вопросы о законности использования чужих изображений и голосов.
Правовые и моральные дилеммы использования дипфейков
Вопросы касаются как закона, так и нравственных норм российского общества:
- Использование портретов умерших регулируется Гражданским кодексом РФ (статья 152.1). Любое публичное воспроизведение внешности покойного должно происходить исключительно с разрешения близких родственников. Например, дети Юрия Никулина поддержали идею восстановления образа отца, тогда как близкие Владислава Галкина выразили сомнения в подобном подходе.
- Голос как биометрия находится под охраной федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных». Согласно новому проекту поправок, планируемому к принятию осенью 2024 года, голос человека получит статус защищаемых сведений, использование которых потребует письменного согласия владельца.
- Законодательство пока не имеет четких положений касательно синтетической графики и мимики лиц знаменитостей. Поэтому авторы сталкиваются с трудностью оценки рисков нарушения законов и потенциальными претензиями третьих сторон.
Также остро встаёт проблема возможных преступлений, связанных с глубокими фейковыми технологиями. Сегодня уголовный кодекс предусматривает наказание за использование поддельных материалов для совершения мошенничества (статья 159 УК РФ).
Технология дипфейков открывает огромные перспективы для развития отечественного кинематографа, позволяя оживлять любимые образы прошлых эпох и расширять творческие границы современных режиссеров. Но внедрение цифровых моделей создает необходимость разработки специальной правовой базы, регулирующей процесс использования чужих голосов и изображений, обеспечивающей защиту чести и достоинства каждого участника культурного процесса.
Если хотите быть в курсе современных технологий, приглашаю вас на мой новый марафон «Нейроанимация». Там вы познакомитесь с передовыми методами создания видеороликов с помощью нейросетей.
Мой Teleram-канал
Моя группа Вконтакте
Моя группа в Одноклассниках
